Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish

Доступная среда

Консультирование по вопросам поступления в вуз абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Call-центр РУМЦ ВятГУ [140,1 Kb]

Буклет с использованием рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля


1. Полномочия и ответственность за организацию обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

1.1 Ответственным за организацию обучения инвалидов и лиц с ОВЗ назначен проректор по учебной работе

1.2 Базовым структурным подразделением, ответственным за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, определен отдел по социальной работе и сопровождения иностранных студентов управления воспитательной и социальной работы

2. Перечень локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность университета по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

2.1 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

2.2 Положение об адаптированной основной профессиональной образовательной программе высшего образования.

2.3 Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2.4 Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

2.5 Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

2.6 Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.

2.7 Положение о реализации дисциплин Физическая культура и спорт и Прикладная физическая культура для отдельных категорий обучающихся.

2.8 Положение о порядке перевода студентов на индивидуальный план.

2.9 Положение о порядке предоставления академического отпуска.

2.10 Положение о дистанционных образовательных технологиях.

 Положение об единой электронной информационно-образовательной среде ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2.11 Положение об управлении довузовской подготовки и трудоустройства выпускников.

2.12 Положение об отделе по социальной работе и сопровождения иностранных граждан управления воспитательной и социальной работы.

2.13 [url=http://1.chgpu.edu.ru/engine/download.php?id=6031]Положение о службе психологической помощи студентам и преподавателям.

2.14 Должностная инструкция начальника отдела по социальной работе и сопровождения иностранных граждан.

2.15 Должностная инструкция психолога отдела по социальной работе и сопровождения иностранных граждан.

2.16 Правила приема на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/2019 учебный год

2.17 Правила приема на обучение по программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

2.18 Положение об оказании материальной поддержки студентам, обучающимся по очной форме обучения

3. Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения, трудоустройства

3.1 Организован специализированный учет студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в университете.

4. Требования к кадровому обеспечению

4.1 В штате университета имеются профессиональный психолог, социальный педагог, переводчик русского жестового языка, тифлопедагог, профориентолог.

4.2 В структуре университета работает служба психологической помощи студентам и преподавателям.

4.3 Установлены рабочие контакты с Чувашским региональным отделением общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» и Чувашской республиканской организацией Всероссийского общества слепых для оперативного привлечения специалистов к работе в университете.

5. Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

5.1 При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, предусмотрены специальные условия, включающие возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний (Правила приема на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2017/2018 учебный год, п. VIII «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов»; Правила приема на обучение по программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, п.V. «Особенности проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов»).

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6.1 Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.2 Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.3 Условия питания обучающихся и условиях охраны здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.4 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.5 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.6 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.7 Версия официального веб-сайта университета для слабовидящих.

7. Организация обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

7.1 В университете реализуется интегрированное обучение, предусматривающее формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов или лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих функциональных отклонений в здоровье.

7.2 ЭБС "IPRBooks" имеет версию сайта для слабовидящих, который позволяет увеличивать масштаб текста, цвет букв и фона (адаптивный ридер для чтения изданий в ЭБС). Имеется коллекция аудиоизданий. Встроенная программа "синтезатор речи" позволяет воспроизводить тексты всех изданий, размещенных в ЭБС.

7.3 ЭБС "Лань" имеет версию сайта для слабовидящих, который позволяет увеличивать масштаб текста. Имеется мобильное приложение с коллекцией аудиоизданий, которое позволяет в интерактивном режиме быстро переключаться между приложениями, абзацами и главами, менять скорость воспроизведения текста, а так же максимально удобно работать с таблицами.

8. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8.1 Выбор методов обучения исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

8.2 Дисциплины обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

8.3 Места прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выбираются с учетом требований их доступности.

8.4. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой атестации обучающихся предусматривает учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

8.5 Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

9. Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

9.1 Обеспечен постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения обучающихся.

9.2 В образовательном процессе обеспечено сочетание online- и offline-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы с использованием дистанционных образовательных технологий.

10. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение

10.1 Создана толерантная социокультурная среда. Студенческая волонтерская организация ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «Корпорация добра» оказывает волонтерскую помощь обучающимся-инвалидам и лицам с ОВЗ.

10.2 Установлен особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура».

10.3 Работает Центр обучения здоровью.

10.4 Студенческая поликлиника обеспечивает медицинское обслуживание студентов, профилактическую и оздоровительную деятельность.

11. Меры социальной поддержки

11.1 Инвалиды получают комплекс мер социальной поддержки, среди которых:

11.1.1 Компенсация затрат на приобретение медикаментов не более 2-х раз в семестр (при наличии товарного и кассового чеков).

11.1.2 Первоочередное право при заселении в общежитие.

11.1.3 Бесплатное проживание в общежитии;

11.1.4 Первоочередное право получения оздоровительных услуг в санатории-профилактории «Мечта» университета (курс продолжительностью в 21 день – один раз в календарный год; дополнительный курс – по медицинским показаниям).




Доступная среда: Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  Call-центр РУМЦ ВятГУ [140,1 Kb]

1) Приказ о назначении ответственного за прием инвалидов [293,67 Kb]

2) Приказ о назначении ответственного по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью [6,85 Mb]

3) Информация о сотрудниках вуза, подготовленных к работе с инвалидами [107,22 Kb]

№ п/п

Информация о наличии

1

Полномочия и ответственность за организацию обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

1.1 Ответственным за организацию обучения инвалидов и лиц с ОВЗ назначен проректор по учебной работе.

1.2 Базовым структурным подразделением, ответственным за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью, определен отдел по социальной работе и сопровождения иностранных студентов управления воспитательной и социальной работы.

2

Перечень локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность университета по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

2.1 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2.2 Положение об адаптированной основной профессиональной образовательной программе высшего образования.

2.3 Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2.4 Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

2.5 Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

2.6 Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.

2.7 Положение о реализации дисциплин Физическая культура и спорт и Прикладная физическая культура для отдельных категорий обучающихся.

2.8 Положение о порядке перевода студентов на индивидуальный план.

2.9 Положение о порядке предоставления академического отпуска.

2.10 Положение о дистанционных образовательных технологиях.

 Положение об единой электронной информационно-образовательной среде ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2.11 Положение об управлении довузовской подготовки и трудоустройства выпускников.

2.12 Положение об отделе по социальной работе и сопровождения иностранных студентов управления воспитательной и социальной работы.

2.13 Положение о службе психологической помощи студентам и преподавателям.

2.14 Положение о Центре обучения здоровью.

2.15 Должностная инструкция начальника отдела по социальной работе и сопровождения иностранных студентов.

2.16 Должностная инструкция психолога отдела по социальной работе и сопровождения иностранных студентов.

2.17 Правила приема на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/2019 учебный год

2.18 Правила приема на обучение по программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

2.19 Положение об оказании материальной поддержки студентам, обучающимся по очной форме обучения

3

Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения, трудоустройства

3.1 Организован специализированный учет студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в университете.

4

Требования к кадровому обеспечению

4.1 В штате университета имеются профессиональный психолог, социальный педагог, переводчик русского жестового языка, тифлопедагог, профориентолог.

4.2 В структуре университета работает служба психологической помощи студентам и преподавателям.

4.3 Установлены рабочие контакты с Чувашским региональным отделением общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» и Чувашской республиканской организацией Всероссийского общества слепых для оперативного привлечения специалистов к работе в университете.

5

Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

5.1 При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, предусмотрены специальные условия, включающие возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний (Правила приема на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2017/2018 учебный год, п. VIII «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов»; Правила приема на обучение по программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, п.V. «Особенности проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов»).

6

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6.1 Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.2 Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.3 Условия питания обучающихся и условиях охраны здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.4 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.5 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6.6 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.7 Версия официального веб-сайта университета для слабовидящих.

7

Организация обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

7.1 В университете реализуется интегрированное обучение, предусматривающее формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов или лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих функциональных отклонений в здоровье.

7.2 ЭБС "IPRBooks" имеет версию сайта для слабовидящих, который позволяет увеличивать масштаб текста, цвет букв и фона (адаптивный ридер для чтения изданий в ЭБС). Имеется коллекция аудиоизданий. Встроенная программа "синтезатор речи" позволяет воспроизводить тексты всех изданий, размещенных в ЭБС.

7.3 ЭБС "Лань" имеет версию сайта для слабовидящих, который позволяет увеличивать масштаб текста. Имеется мобильное приложение с коллекцией аудиоизданий, которое позволяет в интерактивном режиме быстро переключаться между приложениями, абзацами и главами, менять скорость воспроизведения текста, а так же максимально удобно работать с таблицами.

8

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8.1 Выбор методов обучения исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

8.2 Дисциплины обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

8.3 Места прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выбираются с учетом требований их доступности.

8.4. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой атестации обучающихся предусматривает учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

8.5 Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

9

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

9.1 Обеспечен постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения обучающихся.

9.2 В образовательном процессе обеспечено сочетание online- и offline-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы с использованием дистанционных образовательных технологий.

10

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение

10.1 Создана толерантная социокультурная среда. Студенческая волонтерская организация ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «Корпорация добра» оказывает волонтерскую помощь обучающимся-инвалидам и лицам с ОВЗ.

10.2 Установлен особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура».

10.3 Работает Центр обучения здоровью.

10.4 Студенческая поликлиника обеспечивает медицинское обслуживание студентов, профилактическую и оздоровительную деятельность.

11

Меры социальной поддержки

11.1 Инвалиды получают комплекс мер социальной поддержки, среди которых:

11.1.1    Компенсация затрат на приобретение медикаментов не более 2-х раз в семестр (при наличии товарного и кассового чеков).

11.1.2    Первоочередное право при заселении в общежитие.

11.1.3    Бесплатное проживание в общежитии;

11.1.4    Первоочередное право получения оздоровительных услуг в санатории-профилактории «Мечта» университета (курс продолжительностью в 21 день – один раз в календарный год; дополнительный курс – по медицинским показаниям).

 План мероприятий (дорожная карта) по развитию инклюзивного образования в вузе [1,81 Mb]