Состоялось очередное заседание ученого совета педагогического университета
Сегодня, 31 января, состоялось очередное заседание ученого совета педагогического университета.
В начале заседания ректор Кожанов Игорь Владимирович поздравил студентку 2 курса ФЕФКиС Емелюкову Софью, завоевавшую золотую медаль первенства России по самбо среди юниоров и юниорок, и студента 4 курса ФЕФКиС Александрова Никиту, занявшего 3 место; вручил Благодарственные письма Евразийский ассоциации профсоюзных организаций университетов участникам творческого конкурса «Созвездие талантов» Смирновой Наталии Борисовне, Леонтьевой Ольге Анатольевне, Чеботкину Валерию Александровичу, Кузиной Елене Алексеевне, Соловьевой Наталье Николаевне, Виноградовой Марине Тимофеевне, Таймасовой Раузе Мавлетовне.
По первому вопросу повестки дня «НиИР и НИРС: итоги 2024 года и задачи на 2025 год» выступил проректор по научной и инновационной работе Иванов Владимир Николаевич. Было отмечено, что в истекшем году осуществлялась целенаправленная работа по развитию научного потенциала университета, взаимодействия с российскими и зарубежными научно-образовательными организациями. В соответствии с Программой развития университета на 2023–2030 гг. осуществлялась дальнейшая работа по поддержке научно-исследовательской деятельности работников, интеграции научных разработок в образовательный процесс, привлечению студентов к научной деятельности. Научно-исследовательская политика в вузе осуществлялась на системной и плановой основе. Плановые показатели вуза за 2024 год выполнены в полном объеме. Подготовка кадров высшей квалификации в истекшем году осуществлялась по 5 направлениям и 9 научным специальностям. Количество обучающихся в аспирантуре в 2024 году составило 109 человек, защищены 2 кандидатские диссертации. Продолжилась реализация новой формы организации научно-исследовательской деятельности – НИЛ на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций во главе с докторантами. Вызывает большую тревогу сокращение доли молодых ученых, для предотвращения чего в отчетном году продолжалась реализация проекта наставничества, в рамках которого образованы пары «наставник-наставляемый». Основными источниками реализации научных проектов в 2024 году стали конкурсы НИР вузов-партнеров (МГПУ им. М.Е. Евсевьева, УлГПУ имени И.Н. Ульянова), госзадание на выполнение НИР Минпросвещения России, конкурс внутривузовских грантов. В докладе в цифрах была обозначена структура источников финансирования. Получены 1 патент на изобретение и 24 свидетельства о государственной регистрации баз данных. Дальнейшее развитие имело научное сотрудничество с образовательными организациями стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2024 году НПР университета организовали 120 мероприятий различной направленности, в том числе 43 международного и 10 всероссийского уровня. В вузе продолжают свою деятельность два научных журнала, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Минобрнауки России (стоит задача организации целенаправленной работы по повышению показателей категорирования), а также создано 2 электронных научных журнала: «Яковлевский вестник. Гуманитарные науки» и «Яковлевский вестник. Естественные и технические науки». Ведется планомерная работа по их продвижению в РИНЦ. Одним из основных показателей результативности научной деятельности является публикационная активность научно-педагогических работников. В истекшем году подготовлено 1271 научная публикация. Охват научно-исследовательской работой студентов составил 59,3%. Студенческое научное общество ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в течение 2024 года в плановом порядке активно осуществляло свою деятельность, что позволило удержать лидерство среди СНО вузов республики. В 2024 году функционировало 16 научно-исследовательских лабораторий, 5 научных центров и 1 научно-исследовательский институт этнопедагогики им. академика РАО Г.Н. Волкова. В отчетном периоде созданы 3 новых научных структурных подразделений, активно функционирует Технопарк универсальных педагогических компетенций, помещения и лаборатории которого служат базой для работы научных структурных подразделений, проведения научных, просветительских и образовательных мероприятий, изготовления брендовой продукции университета. В рамках национального проекта «Образование» были созданы два дополнительных кванта (кластера): «Аэроквантум» и «Патриот». В 2025 году следует продолжить целенаправленную работу со студенческим научным обществом, активно вовлекать НПР и обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, привлекать наиболее талантливых представителей молодежи к работе научно-исследовательских подразделений университета.
По второму вопросу повестки дня «О реализации мероприятий образовательной политики программы развития университета до 2030 года: совершенствование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава» выступила начальник УМУ Васильева Лариса Геннадьевна. Она обозначила, что основными формами совершенствования профессиональных компетенций преподавателей являются курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, конкурсы профессионального мастерства. В соответствии с требованиями федерального законодательства преподаватели университета один раз в три года обучаются на курсах повышения квалификации, содержание которых направлено на совершенствование профессиональных компетенций в рамках преподавания профильных дисциплин и освоение новых образовательных технологий. Обязательным также является повышение квалификации преподавателей по цифровым, здоровьесберегающим компетенциям и функциональной грамотности. Программы профессиональной переподготовки позволяют развивать кадровый потенциал кафедр и факультетов, расширяют возможности преподавателей в развитии профессиональных компетенций. Освоение программ переподготовки обусловлено открытием новых профилей, расширением перечня преподаваемых дисциплин и модулей. Основной площадкой для совершенствования профессиональных компетенций является Центр дополнительного образования университета. С 2021 по 2024 годы специалистами соответствующих предметных областей разработано 16 программ. Ежегодно преподаватели университета принимают участие в различных профессиональных конкурсах, демонстрируя высокий уровень педагогического мастерства. Вместе с тем в деятельности университета по совершенствованию профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава остается ряд проблем. Актуален вопрос о систематизации работы по текущему и перспективному планированию повышения квалификации и переподготовки. В целях стимулирования преподавателей к творческой профессиональной самореализации необходимо возобновить проведение университетского конкурса «Лучший преподаватель».
В «Разном»
были утверждены Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Версия 4.2), индивидуальные учебные планы обучения, дополнительные образовательные программы; годовые отчеты докторантов; состав комиссии по организации оздоровления студентов в санатории-профилактории «Мечта» на 2025 год; приняты решения о частичной оплате стоимости путевок в санаторий-профилакторий «Мечта», об установлении на 2025 год размеров затрат на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о рекомендации к изданию.
Фото А. Ильясовой, медиацентр Studline
#ЧГПУ #УниверситетЯковлева #ПедвузыРФ